СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И АННА АХМАТОВА

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram

Савчен­ко Татья­на Константиновна,

д‑р филол. наук,

про­фес­сор Госу­дар­ствен­но­го инсти­ту­та рус­ско­го язы­ка им. А.С. Пушкина

лау­ре­ат Меж­ду­на­род­ной лите­ра­тур­ной пре­мии име­ни Сер­гея Есенина

«О Русь, взмах­ни крылами…»

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И АННА АХМАТОВА

(Спра­воч­ная ста­тья для Есе­нин­ской энциклопедии)

Анно­та­ция: пред­став­лен обра­зец спра­воч­ной ста­тьи для Есе­нин­ской энцик­ло­пе­дии о твор­че­ских кон­так­тах А.А. Ахма­то­вой и С.А. Есенина.

Клю­че­вые сло­ва: А.А. Ахма­то­ва, С.А. Есе­нин, Есе­нин­ская энциклопедия.

АХМАТОВА Анна Андре­ев­на (наст. фам. Горен­ко; 11 (23) июня 1889, под Одес­сой – 5 мар­та 1966, Москва), поэт, про­за­ик. Уже пер­вые сбор­ни­ки при­нес­ли Ахма­то­вой все­рос­сий­скую извест­ность: «Вечер» (1912), «Чет­ки» (1914), «Белая стая» (1917). В ее поэ­зии пере­пла­ви­лись тра­ди­ции пуш­кин­ские, рус­ской клас­си­че­ской лири­ки и народ­но-песен­ные. Есе­нин до встре­чи с Ахма­то­вой мог слы­шать о ней от Клю­е­ва, близ­ко­го в 1911–1912 к акме­и­стам, осо­бен­но выде­ляя сре­ди них Ахма­то­ву. Впер­вые Есе­нин уви­дел Ахма­то­ву 28 мар­та 1915 в Пет­ро­гра­де на бла­го­тво­ри­тель­ном вече­ре «Поэты – вои­нам» в поль­зу лаза­ре­та дея­те­лей искусств (в зале Армии и Фло­та), на кото­ром высту­па­ла Ахматова.

Зна­ком­ство Есе­ни­на с Ахма­то­вой состо­я­лось 25 дек. 1915 в Цар­ском Селе, его дату под­твер­жда­ет дар­ствен­ная над­пись Ахма­то­вой на оттис­ке из жур­на­ла «Апол­лон» (1915, № 3) с ее поэ­мой «У само­го моря»: «Сер­гею Есе­ни­ну – Анна Ахма­то­ва. Память встре­чи. Цар­ское Село. 25 декаб­ря 1915». Есе­нин при­нес с собой «сбор­ник сти­хов, кото­рый гото­вил издать » (Лето­пись, 1, 304). В эту встре­чу Есе­нин читал сти­хи («Край род­ной! Поля, как свят­цы…» (ран­няя ред.), «Тебе одной пле­ту венок…», «Шел Гос­подь пытать людей в любо­ви…») и бесе­до­вал с Ахма­то­вой и Гуми­ле­вым: «Я про­си­ла еще читать, и он читал <…> Читая, Есе­нин был еще оча­ро­ва­тель­нее. Ино­гда он пря­мо смот­рел мне в гла­за, и в эти мгно­ве­ния я чув­ство­ва­ла, что он дей­стви­тель­но ?все встре­ча­ет, все при­ем­лет?…» (Кра­лин М. Побе­див­шее смерть сло­во: Анна Ахма­то­ва и Сер­гей Есе­нин // Наш совре­мен­ник. 1990. № 10. С. 156).

В нач. 1960‑х, гля­дя на каран­даш­ный порт­рет Есе­ни­на рабо­ты В. Юнге­ра (1915), Ахма­то­ва под­твер­дит: «Имен­но таким при­ез­жал Есе­нин ко мне в Цар­ское Село в рож­де­ствен­ские дни 1915 года. Немно­го застен­чи­вый, белень­кий, куд­ря­вый, голу­бо­гла­зый и донель­зя наив­ный…» И отме­тит: «Воло­дя Юнгер уди­ви­тель­но точ­но пере­дал выра­же­ние его глаз» (Дитц В.Ф. Есе­нин в Петрограде–Ленинграде Л.: Лен­из­дат, 1990. С. 72). Вол­не­ние Есе­ни­на перед этой встре­чей опи­сы­ва­ет З.И. Ясин­ская: поэт мно­го «гово­рил о ее <Ахма­то­вой> сти­хах и о том, какой он ее себе пред­став­ля­ет, и как стран­но и страш­но, имен­но страш­но, уви­деть жен­щи­ну-поэта, кото­рая в печа­ти откры­ла сокро­вен­ное сво­ей души» (С.А. Есе­нин в вос­по­ми­на­ни­ях совре­мен­ни­ков: В 2 т. М.: Худ. лит., 1986. Т. 1. С. 252).

Уже пер­вая встре­ча выяви­ла непо­хо­жесть и отчуж­ден­ность Ахма­то­вой и Есе­ни­на. Ясин­ская пере­да­ет: «Вер­нув­шись от Ахма­то­вой, Есе­нин был груст­ным, зами­нал раз­го­вор, когда его спра­ши­ва­ли о поезд­ке, кото­рой он так ждал. <…> Он так и не смог объ­яс­нить, чем же не понра­ви­лась ему Анна Ахма­то­ва, при­няв­шая его лас­ко­во, госте­при­им­но. Он не ска­зал опре­де­лен­но, но как буд­то жалел, что поехал к ней <Ахма­то­вой>» (Там же). Сама Ахма­то­ва отме­ча­ет, что хотя сти­хи Есе­нин ей «нра­ви­лись», у нее с Есе­ни­ным были «раз­ные объ­ек­ты люб­ви»: «…У него пре­об­ла­да­ла любовь к дале­кой для меня его родине, и сло­ва он нахо­дил совсем дру­гие, часто уж слиш­ком рязан­ские, и, может быть, поэто­му я его в те годы все­рьез не при­ни­ма­ла…» (Кра­лин М. Побе­див­шее смерть сло­во… С. 157).

В нача­ле 1916 г. груп­па цар­ско­сель­ских поэтов (преж­де все­го Ахма­то­ва  и Гуми­лев) отка­зы­ва­ют­ся участ­во­вать в гото­вя­щем­ся «Аль­ма­на­хе муз», если на его стра­ни­цы будут допу­ще­ны «кустар­ные» Есе­нин и Клю­ев. С апре­ля 1915 сти­хи Есе­ни­на и Ахма­то­вой сосед­ству­ют в пет­ро­град­ских изда­ни­ях: «Новый жур­нал для всех» 1915, № 4), «Север­ные запис­ки» (1915, № 10; 1917, № 1), лит. сб. «Пря­ник» и др. Оба участ­ву­ют в сто­лич­ных лите­ра­тур­ных меро­при­я­ти­ях («Вечер совре­мен­ной поэ­зии и музы­ки», зал Тени­шев­ско­го учи­ли­ща, апр. 1915; «Вечер поэтов», кон­фе­ренц-зал Ака­де­мии худо­жеств, дек. 1917 и др.) или встре­ча­ют­ся на них (вечер «Утро Рос­сии» в зале Тени­шев­ско­го учи­ли­ща, янв. 1918 и др).

В нача­ле 1920‑х про­из­ве­де­ния Ахма­то­вой и Есе­ни­на реко­мен­ду­ют­ся для школь­но­го изу­че­ния (Лето­пись, 3 (1), 10). В чис­ле 14 поэтов, наме­чен­ных Эрен­бур­гом для его кни­ги «Порт­ре­ты рус­ских поэтов» (1922), – Ахма­то­ва и Есе­нин (Лето­пись, 3 (1), 145). «Луч­ши­ми рус­ски­ми поэта­ми» Есе­нин и Ахма­то­ва назы­ва­ют­ся в ряде эми­грант­ских ста­тей (Лето­пись, 3 (1), 271). Вас. Неми­ро­вич-Дан­чен­ко, харак­те­ри­зуя совре­мен­ную поэ­зию Рос­сии, выде­ля­ет сре­ди поэ­ти­че­ской «моло­де­жи» Есе­ни­на и Ахма­то­ву (Лето­пись, 3 (2), 49). Про­из­ве­де­ния Есе­ни­на  и Ахма­то­вой (в чис­ле неболь­шо­го чис­ла рус­ских авто­ров) вклю­ча­ют­ся в зару­беж­ные анто­ло­гии, такие, как «Cing continents» («Пять кон­ти­нен­тов: Все­мир­ная анто­ло­гия совре­мен­ной поэ­зии», Париж, 1922), «Das russische Revolutionsgesicht: Eine Antologie zeitgenössischer russischer Dichtungen…» («Рус­ское лицо рево­лю­ции: Анто­ло­гия совре­мен­ных рус­ских поэ­ти­че­ских про­из­ве­де­ний…», Вена–Берлин–Лейпциг–Нью-Йорк, 1923), «Antologia dei poeti russi del ХХ secolo» («Анто­ло­гия рус­ских поэтов ХХ века», Милан, 1924).

Рас­ска­зы­вая новым зна­ко­мым (Е. Эйгес в 1919) о встре­че с Ахма­то­вой, Есе­нин назы­ва­ет ее в чис­ле дру­гих поэтов, ока­зав­ших на него зна­чи­тель­ное вли­я­ние (Лето­пись, 2, 247). А. Саха­ров сви­де­тель­ству­ет, что Есе­нин, наря­ду с частуш­ка­ми о Клю­е­ве, Бло­ке, Куз­мине, Мая­ков­ском, Камен­ском, сочи­нил частуш­ки и об Ахма­то­вой (Саха­ров А. Обрыв­ки памя­ти // Зна­мя. 1996. № 8. С. 173). Ахма­то­ва, со сво­ей сто­ро­ны, отзы­ва­лась о Есе­нине неодоб­ри­тель­но и воз­ра­жа­ла Ман­дель­шта­му, гото­во­му «про­стить Есе­ни­ну что угод­но за стро­ку» «Не рас­стре­ли­вал несчаст­ных по тем­ни­цам» (Ахма­то­ва А. Соч.: В 2 т. / Сост. и под­гот. тек­ста М.М. Кра­ли­на. М.: Прав­да, 1990. Т. 2. С. 165). Меж­ду тем И.Н. Роза­нов счи­тал, что меж­ду дву­мя поэта­ми нема­ло обще­го. Наме­чая план раз­де­ла об акме­из­ме кни­ги «Рус­ская лири­ка», в чис­ле дру­гих он наме­ча­ет сопо­став­ле­ние «Анна Ахма­то­ва – Сер­гей Есе­нин» (Лето­пись, 3 (1), 33). В июле (20–24) 1924 Есе­нин два­жды встре­чал­ся с Ахма­то­вой в Ленин­гра­де (име­ют­ся непод­твер­жден­ные све­де­ния, что Есе­нин в одну из встреч пода­рил Ахма­то­вой экзем­пляр сво­ей «Моск­вы кабац­кой» – Лето­пись, 4, 345), о чем она в 1927 рас­ска­зы­ва­ла П. Лук­ниц­ко­му: тогда она «поня­ла, что хули­ган­ство Есе­ни­на – наро­чи­тое, наду­ман­ное, напуск­ное и дела­ет­ся для пуб­ли­ки. И вот это утвер­ди­ло окон­ча­тель­но ее отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к Есе­ни­ну» (Лук­ниц­кий П.Н. Acumiana: Встре­чи с Анной Ахма­то­вой: [В 2 т.]. Париж–М.: YMCA–PRESS– Рус. путь, 1997. Т. 2: 1926–1927 гг. С. 340). В 1964 А.П. Ломан запи­шет несколь­ко дру­гой рас­сказ Ахма­то­вой о посе­тив­шем ее в 1924 Есе­нине: «Он рас­ска­зы­вал о сво­ей поезд­ке за рубеж. Из рас­ска­зов ста­ло осо­бен­но ясно, насколь­ко он рус­ский. Его не вырвешь из полей и рощ…»; это «…был новый для меня Есе­нин. Есе­нин без бра­ва­ды» (Ахма­то­ва А. Сер­гей Есе­нин // Наш совре­мен­ник. 1990. № 10. С. 157–158).

Отно­ше­ние Ахма­то­вой к Есе­ни­ну было неод­но­знач­ным. Если в фев­ра­ле 1925, опи­сы­вая облик Есе­ни­на как «гости­но­двор­ский», она утвер­жда­ла, что он «пло­хой поэт», и она не пони­ма­ет, «поче­му так раз­ду­ли его» (Лук­ниц­кий П.Н. Acumiana: Встре­чи с Анной Ахма­то­вой. Т. 1: 1924–1925 гг. С. 37), то 29 декаб­ря того же года мему­а­рист запи­сы­ва­ет: «Анну Андре­ев­ну вол­ну­ет его смерть».

Мему­а­ри­сты и био­гра­фы оста­ви­ли нема­ло сви­де­тельств скеп­ти­че­ско­го отно­ше­ния Ахма­то­вой к Есе­ни­ну «К чис­лу поэтов, кото­рых Ахма­то­ва никак не хоте­ла при­знать, при­над­ле­жал Есе­нин, — вспо­ми­на­ет Вяч. Ива­нов. — Я начи­наю читать и опять натал­ки­ва­юсь на очень пло­хие сти­хи», — гово­ри­ла Анна Андре­ев­на» (Ива­нов Вяч. Вс. Бесе­ды с Анной Ахма­то­вой // Вос­по­ми­на­ния об Анне Ахма­то­вой: Сб. М.: Сов. писа­тель, 1991. С. 495). Нелю­бовь Ахма­то­вой к Есе­ни­ну отме­ча­ет С. Шер­вин­ский (Шер­вин­ский С.В. Анна Ахма­то­ва в ракур­се быта // Там же. С. 286). На про­тя­же­нии жиз­ни Ахма­то­ва неод­но­крат­но выска­зы­ва­лась о Есе­нине в бесе­дах с близ­ки­ми людь­ми (Лук­ниц­кий, Л. Чуков­ская). Запись Чуков­ской от 21 мар­та 1940 в ее «Запис­ках об Анне Ахма­то­вой»: «Я толь­ко что его пере­чла. Очень пло­хо, очень одно­об­раз­но». Затем оцен­ка смяг­ча­ет­ся: «Впро­чем, когда я читаю дру­гие сти­хи <совре­мен­ных поэтов>, я думаю, что я к Есе­ни­ну неспра­вед­ли­ва» (Чуков­ская Лидия. Запис­ки об  Анне Ахма­то­вой: В 3 т. – Изд. 5‑е, испр. и доп. М.: Согла­сие, 1997. Т. 1: 1938–1941. С. 93–94).

О том, что Ахма­то­ва не очень хоро­шо зна­ла твор­че­ство Есе­ни­на, сви­де­тель­ству­ет ее запись от 18 фев­ра­ля 1966 в ее рабо­чей тет­ра­ди: «Вче­ра по радио слы­шу сти­хи с музы­кой. Очень арха­ич­но, сла­вя­низ­мы, высо­кий строй. Кто это? Дер­жа­вин, Батюш­ков? Нет, через мину­ту выяс­ня­ет­ся, что это про­сто Есе­нин. Это меня немно­го сму­ти­ло. К Есе­ни­ну я все­гда отно­си­лась доволь­но про­хлад­но. В чем же дело? – Неуже­ли то, что мы сей­час слы­шим и чита­ем, настоль­ко хуже, что Есе­нин кажет­ся высо­ким поэтом?» (Запис­ные книж­ки Анны Ахма­то­вой (1958–1966) / Сост. и под­гот. тек­ста К.Н. Суво­ро­вой. М.–Torino, 1996. С. 711).

Всю жизнь Ахма­то­ва пыта­лась разо­брать­ся в харак­те­ре Есе­ни­на. Чуков­ская пере­да­ет ее сло­ва в запи­си 17 мая 1954: «Я поня­ла глав­ный недо­ста­ток подоб­ных людей: Есе­нин, Шаля­пин, Рус­ла­но­ва… Они само­род­ки. И тут это “само” сыг­ра­ло с ними сквер­ную шут­ку. У них есть все, кро­ме само­обуз­да­ния. Отно­си­тель­но дру­гих они поз­во­ля­ют себе быть каки­ми угод­но, вести себя Бог зна­ет как». Одна­ко отно­ше­ние Ахма­то­вой к Есе­ни­ну с года­ми изме­ни­лось в луч­шую сто­ро­ну. Сти­хо­тво­ре­ние «Так про­сто мож­но жизнь поки­нуть эту…», с кото­рым  Ахма­то­ва высту­пи­ла на лите­ра­тур­ном вече­ре 25 фев­ра­ля 1925 г., в ее сбор­ни­ке послед­них лет носит назва­ние «Памя­ти Сер­гея Есе­ни­на»: «Так про­сто мож­но жизнь поки­нуть эту, / Без­дум­но и без­боль­но дого­реть, / Но не дано рос­сий­ско­му поэту / Такою свет­лой смер­тью уме­реть. // Все­го вер­ней сви­нец душе кры­ла­той / Небес­ные откро­ет рубе­жи, / Иль хрип­лый ужас лапою кос­ма­той / Из серд­ца, как из губ­ки, выжмет жизнь» (Ахма­то­ва А. Собр. соч.: В 6 т. / / Сост. и под­гот. тек­ста Н,В.Королевой. М.: Эллис–Лак, 2000. Т. 4. С. 223–224).

В нача­ле 1930‑х Ахма­то­ва напи­са­ла шести­сти­шие «О.М.», посвя­щён­ное аре­сто­ван­но­му Ман­дель­шта­му, в кото­ром пред­ска­за­ла ему и себе тра­ги­че­ский конец Есе­ни­на, Гуми­ле­ва, Мая­ков­ско­го: «Нет, с гур­том гони­мым по Ленин­ке / За Крем­лев­ским пово­ды­рем / Не бре­сти нам, греш­ным, вдво­ем. / Мы с тобой, конеч­но, пой­дем / По Таган­цев­ке, по Есе­нин­ке / Иль боль­шим Мая­ков­ским путем…» (Там же. Т. 2. Кн. 1. С. 257).

С о ч.: А х м а т о в а А. Соч.: В 2 т. / Сост и под­гот. тек­ста М.М. Кра­ли­нА­хма­то­ва М.: Прав­да, 1990; А х м а т о в а А. Собр. соч.: В 6 т. / Сост. и под­гот. тек­ста Н,В. Коро­ле­вой. М.: Эллис–Лак, 1998–2002; Ахма­то­ва А. Сер­гей Есе­нин / Публ. М. Кра­ли­на // Наш совре­мен­ник. 1990. № 10. С. 157–158; Запис­ные книж­ки Анны Ахма­то­вой (1958–1966) / Сост. и под­гот. тек­ста К.Н. Суво­ро­вой. М.–Torino, 1996. – 873 с..

Лит.: А з а д о в с к и й К. Ахма­то­ва и Есе­нин (к исто­рии зна­ком­ства) // Ахма­тов­ский сб. / Сост. С.Дедюлин и Г. Супер­фин. Париж, 1989. С. 77–82; Вос­по­ми­на­ния об Анне Ахма­то­вой: Сб. М.: Сов. писа­тель, 1991. – 720 с.; Д и т ц В. Ф. Есе­нин в Пет­ро­гра­де– Ленин­гра­де. Л.: Лен­из­дат, 1990. – 269 с.; К р а л и н М . Побе­див­шее смерть сло­во: Анна Ахма­то­ва и Сер­гей Есе­нин // Наш совре­мен­ник. 1990. № 10. С. 154–160; М е к ш Э. «Его не вырвешь из полей и рощ…»: Ахма­то­ва о Есе­нине // Раду­ни­ца: Информ. бюл­ле­тень. Орел. 1991. № 5. С. 39–42; М е ш к о в В. Анна Ахма­то­ва и Сер­гей Есе­нин // Бре­га Таври­ды. 2007. № 1. С. 130–159; Н е в е д о м с к а я В. Вос­по­ми­на­ния о Гуми­ле­ве и Ахма­то­вой // Вос­по­ми­на­ния о Сереб­ря­ном веке / Сост., пре­дисл. и ком­мент. Вадии­ма Крей­дАх­ма­то­ва М.: Рес­пуб­ли­ка, 1993. С. 246–252.

Лит.: А з а д о в с к и й К. Ахма­то­ва и Есе­нин (к исто­рии зна­ком­ства) // Ахма­тов­ский сб. / Сост. С.Дедюлин и Г. Супер­фин. Париж, 1989. С. 77–82; Вос­по­ми­на­ния об Анне Ахма­то­вой: Сб. М.: Сов. писа­тель, 1991. – 720 с.; Д и т ц В. Ф. Есе­нин в Пет­ро­гра­де– Ленин­гра­де. Л.: Лен­из­дат, 1990. – 269 с.; К р а л и н М . Побе­див­шее смерть сло­во: Анна Ахма­то­ва и Сер­гей Есе­нин // Наш совре­мен­ник. 1990. № 10. С. 154–160; М е к ш Э. «Его не вырвешь из полей и рощ…»: Ахма­то­ва о Есе­нине // Раду­ни­ца: Информ. бюл­ле­тень. Орел. 1991. № 5. С. 39–42; М е ш к о в В. Анна Ахма­то­ва и Сер­гей Есе­нин // Бре­га Таври­ды. 2007. № 1. С. 130–159; Н е в е д о м с к а я В. Вос­по­ми­на­ния о Гуми­ле­ве и Ахма­то­вой // Вос­по­ми­на­ния о Сереб­ря­ном веке / Сост., пре­дисл. и ком­мент. Вадии­ма Крей­дАх­ма­то­ва М.: Рес­пуб­ли­ка, 1993. С. 246–252.

Мате­ри­ал из науч­но-мето­ди­че­ско­го жур­на­ла «Совре­мен­ное есе­ни­но­ве­де­ние» 

Вам может понравится

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

 Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных. 

доступен плагин ATs Privacy Policy ©

Авторизация
*
*
Войти: 

Капча загружается...Для того, чтобы пройти тест CAPTCHA включите JavaScript.


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти: 

Капча загружается...Для того, чтобы пройти тест CAPTCHA включите JavaScript.


Генерация пароля

Капча загружается...Для того, чтобы пройти тест CAPTCHA включите JavaScript.


Подпишись!

Подпишитесь, чтобы получать свежие новости с нашего сайта.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

 

Подпишись!

Подпишитесь, чтобы получать свежие новости с нашего сайта.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.