Дед Есенина Фёдор Андреевич Титов

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on vk
VK
Share on odnoklassniki
OK
Share on telegram
Telegram

Баби­цы­на Ната­лья Нико­ла­ев­на,

канд. филол. наук, науч­ный сотрудник

Госу­дар­ствен­ный музей-запо­вед­ник С.А. Есенина 

ДЕД ЕСЕНИНА ФЁДОР АНДРЕЕВИЧ ТИТОВ 

 (спра­воч­ная ста­тья для Есе­нин­ской энциклопедии)

Анно­та­ция. Про­ект энцик­ло­пе­ди­че­ской ста­тьи содер­жит основ­ные штри­хи  к порт­ре­ту деда Есе­ни­на Фёдо­ра Андре­еви­ча Тито­ва и харак­те­ри­зу­ет его роль в твор­че­стве Есенина.

Клю­че­вые сло­ва: био­гра­фия Сер­гея Есе­ни­на, дед Есе­ни­на Фёдор Андре­евич Титов.

Титов Ф?дор Андре­евич (1846, Кон­стан­ти­но­во – 1927, там же) – дед Есе­ни­на по мате­рин­ской линии, кре­стья­нин. В моло­до­сти зани­мал­ся отхо­жим про­мыс­лом: сна­ча­ла нани­мал­ся рабо­чим на пло­ты и бар­жи возить дро­ва, поз­же при­об­рел соб­ствен­ные бар­жи и стал полу­чать от них доход. Через неко­то­рое вре­мя часть их уто­ну­ла, часть сго­ре­ла, после чего Ф?дор Андре­евич Титов вер­нул­ся домой и стал вести свое хозяйство.

По вос­по­ми­на­ни­ям Е. Есе­ни­ной, «вся окру­га зна­ла Ф?дора Андре­еви­ча Тито­ва. Умен в бесе­де, весел в пиру и сер­дит в гне­ве, дедуш­ка умел нра­вить­ся людям. Он был неду­рен собою, имел хоро­ший рост, серые задум­чи­вые гла­за, русый волос и сохра­нил до глу­бо­кой ста­ро­сти опрят­ность одеж­ды…» (Есе­ни­на Е. С. 7). Он «был чело­ве­ком с боль­шим раз­ма­хом, любил пове­се­лить­ся и погу­лять» (Есе­ни­на Е. С. 51), отли­чал­ся щед­ро­стью, не жалея денег на пожерт­во­ва­ния церк­ви, за удач­ное пла­ва­нье постро­ил перед сво­им домом часов­ню. Дет­ство Есе­ни­на с 1901 г. до нача­ла 1905 г. про­шло в доме Ф?дора Андре­еви­ча Тито­ва. Об этом вре­ме­ни у поэта оста­лись сле­ду­ю­щие вспо­ми­на­ния: «Дед пел мне пес­ни ста­рые, такие тягу­чие, зауныв­ные. По суб­бо­там и вос­крес­ным дням он рас­ска­зы­вал мне Биб­лию и свя­щен­ную исто­рию» (ПСС, Т. VII (1). С. 14). Зна­ток духов­ных сти­хов и боль­шой люби­тель «вели­ко­го мно­же­ства народ­ных песен», Ф.А. Титов спо­соб­ство­вал фор­ми­ро­ва­нию это­го же чув­ства у Есе­ни­на, кото­рый стал глу­бо­ким цени­те­лем наци­о­наль­ной песен­ной куль­ту­ры, чья лири­ка харак­те­ри­зу­ет­ся ярко выра­жен­ной песен­но­стью. При­ез­жая в Кон­стан­ти­но­во, Есе­нин все­гда наве­щал деда, и их встре­чи, по вос­по­ми­на­ни­ям послед­не­го, сопро­вож­да­лись сов­мест­ным пени­ем. Обще­ние с дедом, кото­рый в силу сво­е­го народ­но­го миро­ощу­ще­ния рас­кры­вал перед Есе­ни­ным-ребен­ком осо­бен­но­сти окру­жа­ю­ще­го мира, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни закла­ды­ва­ло поч­ву для раз­ви­тия «орга­ни­че­ско­го обра­за», свой­ствен­но­го есе­нин­ской лири­ке. Осо­бен­но­сти харак­те­ра Ф?дора Андре­еви­ча Тито­ва, его необуз­дан­ный нрав, соче­та­ю­щий­ся с боль­шой доб­ро­той и неж­но­стью, ста­ли родо­вы­ми чер­та­ми, вопло­щен­ны­ми и в есе­нин­ском тем­пе­ра­мен­те. Нема­лую роль сыг­рал Ф?дор Андре­евич Титов в фор­ми­ро­ва­нии есе­нин­ско­го духа озор­ства: под­за­до­ри­вая вну­ка на кулач­ную, дед борол­ся с ним, учил быть силь­ным и креп­ким, зака­лен­ным к тяго­там жиз­ни. Не слу­чай­но Есе­нин писал: «Огля­ды­ва­ясь на весь прой­ден­ный путь, я все-таки дол­жен ска­зать, что никто не имел для меня тако­го зна­че­ния, как мой дед. Ему я боль­ше все­го обя­зан. Это был уди­ви­тель­ный чело­век. Яркая лич­ность, широ­кая нату­ра, умствен­ный мужик» (Роза­нов. «Есе­нин о себе и о дру­гих». С. 17). Созда­вая в 20‑х годах свою поэ­ти­че­скую био­гра­фию, Есе­нин впи­сы­ва­ет в свой «родо­слов­ный миф» деда как «ста­ро­об­ряд­ско­го начет­чи­ка» и «книж­ни­ка». Сотво­рив леген­ду, поэт тем самым стре­мил­ся пока­зать себя выход­цем из глу­бин­ных сло­ев наро­да, «наслед­ни­ком муд­ро­сти пра­щу­ров», а так­же вызвать к себе инте­рес сто­лич­ных лите­ра­тур­ных кру­гов, где в нача­ле ХХ века воз­рож­де­ние нео­на­род­ни­че­ских настро­е­ний. Образ деда, кото­ро­му Есе­нин при­да­ет био­гра­фи­че­ские, порт­рет­ные чер­ты, встре­ча­ет­ся в сти­хо­тво­ре­ни­ях «Молоть­ба» (1914–1916), «Дед» (1915), «К теп­ло­му све­ту, на отчий порог…» (1917), «Заря над полем – как крас­ный тын» (1917), «Синий туман, сне­го­вое раз­до­лье» (1925), «Ах, как мно­го на све­те кошек» (1925). Обра­ще­ния к деду зву­чат в сти­хо­тво­ре­ни­ях «Воз­вра­ще­ние на роди­ну» (1924), «Пись­мо деду» (1924), «Мой путь» (1925). По мне­нию искус­ство­ве­да М.В. Бабен­чи­ко­ва, героя пове­сти «Яр» – деда Иена – Есе­нин «наде­лил чер­та­ми сво­е­го люби­мо­го деда…» (Цит по: ПСС,V, с. 358). Есе­нин пере­да­ет при­вет деду в пись­ме от 16.06.1925. Вос­по­ми­на­ния Ф?дора Андре­еви­ча Тито­ва о Есе­нине и сво­ей жиз­ни запи­сал в сво­ем днев­ни­ке И.Н. Роза­нов, кото­рый летом 1926 г. при­ез­жал в Кон­стан­ти­но­во в соста­ве деле­га­ции Сою­за писателей.

Вам может понравится

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Капча загружается...

 Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы подтверждаете согласие на обработку персональных данных. 

доступен плагин ATs Privacy Policy ©

Авторизация
*
*
Войти: 

Капча загружается...Для того, чтобы пройти тест CAPTCHA включите JavaScript.


Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти: 

Капча загружается...Для того, чтобы пройти тест CAPTCHA включите JavaScript.


Генерация пароля

Капча загружается...Для того, чтобы пройти тест CAPTCHA включите JavaScript.


Подпишись!

Подпишитесь, чтобы получать свежие новости с нашего сайта.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.

 

Подпишись!

Подпишитесь, чтобы получать свежие новости с нашего сайта.

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.